Каждый
человек хочет любить и быть любимыми, иметь счастливую семью. Но существуют
некие бессознательные механизмы, заложенные в детстве, сильно влияющие на
восприятие окружающего мира. Так, ребенок, которого не любили родители, всегда
считает себя недостойным любви, и ему трудно понять, что у его родителей может
быть дефект способности любить. Для маленького ребенка, весь мир человеческих отношений
представляют родители или люди, их заменяющие.
* Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным
факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей. Мы, сами того
не замечая, учимся быть мужем или женой у своих родителей, с самого раннего
детства перенимая у них модели поведения, стереотипы отношений. В своей
взрослой жизни мы продолжаем жить по этим "родительским
предписаниям", не осознавая их и редко замечая их проявления. Из отношений
родителей между собой мы учимся относиться к человеку рядом с нами. Джеймс
Макхейл, профессор клинической психологии в Университете Кларка, говорит: "Лучшие
дети - те, которые чувствуют теплое отношение своих родителей не только по
отношению к ним, но и по отношению друг к другу".
* Ребенок воспринимает и перенимает не то, что в "минуты воспитания"
пытаются заложить в него родители, а их отношение к людям, к себе, к жизни,
причем подсознательное отношение. Если потом выросший человек считает (в силу
своего негативного прошлого опыта), что любви не бывает, то ее и не будет в
жизни этого человека. Если считает, что невозможно быть счастливым в таком
мире, то и будет несчастным (пока не пересмотрит своих взглядов). Недаром
говорят: хочешь быть счастливым, - будь им.
* Любовь и уважение человека к себе не может появиться
просто из неоткуда. Точно так же, как ребенок не может заговорить, если не
услышит речь других людей, он не научится любить - ни себя, ни других, если сам
не будет любим, если на его жизненном пути не встречаются люди, способные
дарить человеческое тепло. Любить своих детей так, чтобы научить их любить мир,
- это очень трудная задача, но именно в этом и заключается главное
предназначение родителей по отношению к детям. Только при условии
доброкачественной родительской любви можно помочь усвоить ребенку весь
предшествующий опыт живущих на Земле людей, не заглушая при этом творческих
возможностей нового человека.
* Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития,
не научилось гарантировать психологическое благополучие каждому своему члену. А
это благополучие зависит от психологического климата той среды, в которой он
растет, живет и работает. И еще - от эмоционального багажа, накопленного в
детстве. А психологический климат в семье зависят от способности самих
родителей дарить любовь и человеческое тепло друг другу и детям. Потребность в
принимающем и поддерживающем общении, прикосновениях, других знаках внимания и
любви может оказаться неудовлетворенной и привести к страданию и разрушительным
эмоциям.
* Вот что говорит российский профессор психологии Юлия Гиппенрейтер: "Общий
закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам
близких. В этом смысле у маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ
строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его
другие. Однако в этом процессе ребенок не остается пассивным. Здесь действует
еще один закон всего живого: активно добивайся того, от чего зависит выживание.
Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок
постоянно ищет его и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждений, что он
хороший, что его любят, что он может справиться с посильными (и даже немного
более сложными) делами".
* Несмотря на разницу начальных условий, заданных при рождении, воспитании и
образовании, любой человек имеет все шансы осуществить свое человеческое
предназначение. У каждого оно своё. И мера счастья сильнее всего зависит от
осуществленности того, что задумано о данном человеке.
* Только в состоянии любви возможна подлинная встреча с внутренним
существованием мира. То, что не познано сердцем, вообще не познано в точном
смысле слова, не затрагивает глубин человека. Многие современные психологи и
педагоги выстраивают терапевтические взаимоотношения, акцентируя внимание на
любви как основе этих отношений и гаранте позитивных результатов
взаимодействия. Если вы стремитесь разрешить какую-нибудь проблему, делайте
это с любовью. Вы поймете, что причина вашей проблемы в недостатке любви, ибо
такова причина всех проблем. (Кен Кэрри). Любовь - единственный реальный
способ изменить жизнь (и свою, и окружающих) к лучшему.
|